Коррозионностойкое покрытие на основе никеля для электрических контактов системы акустических подводных маяков воздушных судов
В Институте проблем машиностроения РАН разработан состав и способ нанесения защитного покрытия на подводные акустические маяки, входящих в систему бортовых самописцев (так называемых «чёрных ящиков») воздушных судов. Полученный метод повышает живучесть маяков в морской воде более чем в два раза по сравнению с лучшими зарубежными аналогами (до 90 дней и больше). Покрытие создано на основе никеля (Ni + Al2O3) и наносится методом газодинамического порошкового напыления на рабочую поверхность электрических контактов из титанового сплава ВТ3-1. Оно имеет повышенную толщину (400 мкм), низкую открытую пористость (около 4,6%) и высокую адгезионную прочность.
Электрический контакт, изготовленный из сплава ВТ3-1 (ПИЛТ), входит в конструкцию подводных акустических маяков (ПАМ), эксплуатирующихся во всех климатических зонах на воздушных судах различных авиакомпаний как отечественных, так и зарубежных. Возросшие в последнее время требования к продолжительности работы ПАМ (до 90 дней) связаны с необходимостью повышения стабильности физико-химических характеристик данного контакта.
Методом газодинамического напыления на рабочую выпуклую часть контакта были нанесены разные варианты однослойных и двухслойных защитных покрытий на основе никеля. В результате экспериментальных исследований было выбрано оптимальное по составу покрытие и установлено, что оно формирует защитный слой на рабочей поверхности электрических контактов из титанового сплава ВТ3-1 и обеспечивает стабильный электрический потенциал (не выше 0,5 В) на протяжении 90 суток и высокую коррозионную стойкость в среде морской воды.
Кривина Л.А., Царёва И.Н., Тарасенко Ю.П., Леванов Ю.К., Фель Я.А. «Электропроводящее коррозионно-стойкое покрытие на основе никеля для контактов системы акустических подводных маяков воздушных судов» // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 2018, Т. 17, № 3, С.159–166.