Профсоюзный дайджест

26 июля 2021

Профсоюз работников РАН начал кампанию с требованием выделить академическим институтам дополнительные средства на увеличение минимальных окладов в соответствии с новым Примерным положением по оплате труда. Созданная Центральным советом рабочая группа подготовила обоснование запроса и варианты обращений в органы власти.

Свои письма премьеру, вице-премьеру, министру уже направили Нижегородская региональная организация профсоюза и первичка Сибирского НИИ сельского хозяйства и торфа – филиала Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН.

Считайте лучше!

За академическую науку, которую назвали малоэффективной, вступился вице-президент РАН Алексей Хохлов. На своей странице в Facebook он написал:

Проректор ВШЭ Л. М. Гохберг заявил, что самым результативным сектором российской науки являются вузы, которые обеспечивают три четверти публикаций в научных журналах.
Меня нельзя заподозрить в предвзятости к вузовскому сектору науки, я всю жизнь проработал в МГУ. Но все же утверждение Леонида Марковича уж слишком расходилось с моим субъективным пониманием реальной ситуации в российской науке, поэтому я стал подозревать, что эта цифра – «лукавая», и так оно и оказалось.
Действительно, если взять все два с лишним миллиона российских публикаций за пять лет (2016-2020 годы), зарегистрированных в РИНЦ, то на долю вузов (без соавторов из институтов РАН) приходится 70%, на долю институтов РАН (без соавторов из вузов) приходится 11%, а статьи, выполненные в соавторстве ученых из вузов и институтов РАН (часто это одно и то же лицо с двумя аффилиациями), составляют 9%.
Однако, если брать только «квартильные» статьи из Web of Science (а таких за пять лет набирается около 217 тысяч), то картина существенно меняется. На статьи из вузов (без соавторства из институтов РАН) приходится всего 33% публикаций, на статьи сотрудников институтов РАН (без соавторов из вузов) 25%, а выполненные в соавторстве статьи составляют 22%.
То есть, сотрудники вузов действительно производят три четверти статей, но в этой цифре очень велика доля публикаций в «мусорных журналах». А если брать качественные журналы с полноценным рецензированием статей, то ситуация существенно меняется.
ЛМ далее сетует на непропорционально малое финансирование вузовской науки, забыв упомянуть, что заметная доля этого финансирования (например, зарплата профессоров и преподавателей) проходит не по разделу «наука», а по разделу «образование». В любом случае, способность быстрее плодить «мусорные» статьи – довольно слабый аргумент в пользу университетской науки.
Надо не строить разделительные линии в нашей науке, а создавать полноценные и взаимно выгодные научно-образовательные консорциумы с участием университетов и институтов РАН. Я надеюсь, что те, кто сейчас пишет заявки от университетов по программе «Приоритет – 2030» понимают свою задачу именно так.

Точка притяжения

Величайшие достижения науки: каким будет музейный парк РАН в Новой Москве

Инвесторы обратили внимание на культурно-развлекательный потенциал науки и решили вложиться в создание интерактивного научно-технического музея как части крупного жилищного кластера. Правда, несколько смущает форма будущего объекта. Но что поделать: так бизнесмены так видят науку

Кто точит зубы на профсоюзное имущество?

У ФНПР пытаются отнять собственность. Налоговая служба внезапно решила, что профсоюзы в России не имеют права создавать ООО для распоряжения своим имуществом. Идут судебные тяжбы. Если ФНПР проиграет, по всей стране могут быть принудительно ликвидированы хозяйственные общества, созданные профсоюзными структурами любого уровня.

Трудящиеся – без путёвок, профсоюзы – без санаториев?
Анатомия наезда

С уважением, Надежда Волчкова


Информационные ресурсы профсоюза
Сайт профсоюза работников РАН
Группа профсоюза РАН в Facebook
Группа профсоюза РАН ВКонтакте
Профсоюз РАН на YouTube
Газета «Научное сообщество»