В ИПФ РАН состоялся интеллектуальный марафон для школьников к 300-летию РАН

7 февраля в Научно-образовательном центре (НОК) Института прикладной физики РАН состоялся первый региональный интеллектуальный марафон для восьмиклассников «В мире естественно-научных знаний». Он был приурочен к 300-летию Российской академии наук. В программу вошла увлекательная лекция «Свет и цвет», игра «Что? Где? Когда?», мастер-класс для учителей, знакомство с работой ИПФ РАН, его школьными образовательными программами, а также экскурсии по лабораториям. Организаторами мероприятия стали сотрудники ИПФ РАН: член-корреспондент РАН Владимир Кочаровский, кандидаты физико-матемптических наук Евгений Широков, Алексей Мишин и Александр Рейман. В число организаторов также вошли Министерство образования и науки Нижегородской области, региональный центр «Вега» и Ассоциация учителей физики и астрономии Нижегородской области.

Ученики восьмых классов уже изучают школьные предметы на серьёзном уровне, но чаще всего они ещё не думают о выборе профессионального пути. И сейчас, по оценке председателя Ассоциации учителей физики и астрономии Тамары Кузьмичевой, самое время пригласить способных детей из районов области в крупнейший научно-исследовательский центр страны, познакомить с направлениями его работы, провести увлекательную игру, затрагивающую разные области знаний, поддержать стремление учиться. На марафон приехали около 100 школьников из 22 районов области со своими педагогами.

О самых ярких достижениях института рассказал ребятам заместитель директора ИПФ РАН по научной работе д.ф-м.н. Михаил Стародубцев. Он обратился к ним как к возможным будущим коллегам и этим сразу расположил к себе аудиторию. А затем началась лекция о природе света и цвета, которую с юмором, понятно и очень доброжелательно провёл зам. декана Высшей школы общей и прикладной физики (ВШОПФ) к.ф-м.н. Иван Оладышкин. Он пригласил восьмиклассников учиться на факультете ВШОПФ: «Здесь получают образование не хуже, чем в столичных технических вузах. Учиться непросто, но вполне реально. Поскольку факультет небольшой, обучение ведётся практически индивидуально, и здесь вам всегда помогут».

Андрей Поляков, директор Летней физико-математической школы ИПФ РАН, рассказал ребятам о традиционной августовской смене, где школьники 8–10-х классов не только учатся и экспериментируют, но и ведут интересную культурную и спортивную жизнь. Он пригласил всех следить за новостями сайта и пробовать себя на отборочных турах в середине апреля.

А сделать хороший исследовательский проект в области не только физики, но и биологии, и начать его уже с шестого класса возможно под руководством настоящих учёных в Летней исследовательской смене с 25 июня по 15 июля. Полина Бебенина, руководитель этого направления работы института, напомнила, что такие проекты понадобятся в выпускных классах всем, кто собирается идти в научную и инженерную сферу.

Подошло время игры «Что? Где? Когда?», которую подготовили педагоги под руководством сопредседателя Ассоциации учителей физики и астрономии Ирины Колчиной. Директор центра «Вега» Ирина Зиновьева напомнила ребятам слова Дмитрия Менделеева: «Наука начинается с любопытства» и пожелала им успехов в игре. Вопросы касались физики, математики, астрономии и биологии, и составлены были так, чтобы сразу «зацепить». После сбора ответов, которые дети записывали на листочках, предлагалось озвучить свои версии. И, поскольку организаторы даже в неправильных ответах старались увидеть нить рассуждений, подбадривали каждого, в большом зале всем было весело и интересно.

Во время игры для учителей, приехавших из районов, проходил мастер-класс от заведующего НОК ИПФ РАН, к.ф-м.н. Александра Реймана. «Любите ли вы мыльные пузыри так, как люблю их я?», – спросил он и предложил проработать сокращенный фрагмент школьной программы – тему «Поверхностное натяжение». Интересные задачи для 10 и 11-х классов, графики и схемы, красивые конфигурации плёнок, полученных с помощью кольцевых, треугольных и кубических форм, и даже пузыри, образующиеся в невесомости. Наглядно, доступно и с академическим блеском. Для педагогов это был увлекательный и полезный профессиональный тренинг.

Пока жюри подводило итоги игры, учителя и школьники отправились на экскурсии по лабораториям института. Увидели бассейн, где воспроизводят морские шторма, узнали о молниях и лазерах, познакомились с настоящими увлечёнными исследователями.

Закончилось всё награждением. Три третьих места за участие в игре разделили команды из Сарова, Дзержинска и Кстово, вторые три места достались Балахне, Лысково и Бору. А победителями были названы команды из Дзержинска, Городца и Семёнова. Некоторые районы представили по две команды, всего их было 26.

Это мероприятие понравилось и учителям, и школьникам, поэтому организаторы думают повторить это событие для новых восьмиклассников в следующем году.